Практико-ориентированная технология
Образование в России, как и во всем мире, является активно развивающимся. За последние 20 лет парадигма образовательного процесса в информационном обществе качественно изменилась, в связи с чем появилась устойчивая необходимость в модернизации образовательной системы.
Для развития современного образования характерно постоянное нарастание требований к его результатам, отвечающих постоянно растущим запросам общества. В первую очередь, это касается развития личности учащегося, формирования у него умений и навыков, обеспечивающих успешную социализацию и подготовку к профессиональной деятельности в современном информационном обществе.
ФГОС отводит информатике особую роль как одной из фундаментальных наук. В связи с этим при изучении информатики актуальна проблема самостоятельного успешного освоения учениками новых знаний, умений и компетенций, в том числе умения учиться.
Одной из особенностей предмета «Информатика» является его прикладная сторона: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения. При таком обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые формируют способность у учащихся уметь видеть своё применение, и самим использовать эти знания в повседневной жизни.
Практико-ориентированное обучение предоставляет возможности для обеспечения высокого качества образования, повышения уровня мотивации и привлекательности процесса познания, расширения круга источников учебной информации, развития навыков самостоятельной учебной работы, а также формирования ключевых компетенций у учащихся.
Методические рекомендации применения практико-ориентированного подхода при обучении информатике в 7 классах на примере разделов "Информация и информационные процессы", "Представление информации" и "Текстовые документы".
Тематическое планирование (11+6 часов)
№
п/п
|
Тема и количество часов, отводимое на их изучение
|
Учебное содержание
|
Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий)
|
1 |
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
|
Цель урока:
- познакомить и заинтересовать предметом учащихся;
- показать, чему должны научиться учащиеся;
- показать какое значение имеет информатика в жизни;
- познакомить с требованиями к поведению на уроке, правилами техники безопасности.
|
Учащиеся должны знать:
-
- что такое вещество, энергия и информация, как они связаны между собой;
- определение информатики;
- основные содержательные линии информатики.
Учащиеся должны уметь:
- представить вещественно-энергетическую и информационную картину мира.
|
2 |
Назначение ОС и ее основные объекты. Элементы управления объектами. Первоначальные приемы работы с компьютером. |
Цель урока:
- познакомить учащихся с объектами Windows;
- научить работать с объектами Windows с помощью элементов управления.
|
Учащиеся должны знать:
- объекты Windows – Рабочий стол, окна, кнопки, меню, значки, ярлыки;
- элементы управления окнами, их назначение;
- элементы управления Рабочего стола – Пуск, Главное меню, Панель задач, Свойства.
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты по назначению;
- активизировать объекты Windows с помощью элементов управления.
|
3 |
Текстовый редактор. Создание и сохранение нового текстового документа. Приемы форматирования текста. |
Цель урока:
- научиться создавать и сохранять текстовые документы;
- применять различные атрибуты (свойства), определяющие внешний вид текста для отдельных символов, абзацев, страниц в целом.
|
Учащиеся должны знать:
- назначение и функции текстовых редакторов;
- элементы окна приложения текстового редактора и их назначение.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
- создавать и сохранять текстовый документ;
- применять различные атрибуты (свойства), определяющие внешний вид текста для отдельных символов, абзацев, страниц в целом.
|
4 |
Информация: определение.
|
Цель урока:
- познакомить учащихся с понятием информации;
- рассмотреть понятие «информация» с разных точек зрения и выявить их общие черты.
|
Учащиеся должны знать:
- информация является неопределяемым понятием;
- учащиеся должны уметь объяснить, что такое информация.
Учащиеся должны уметь:
- давать определение понятию информация;
- создавать текстовый документ с применением элементов форматирования текста (создание границ).
|
5 |
Виды информации. |
Цель урока:
- классифицировать информацию по видам;
- научить учащихся выбирать понятные формы представления информации.
|
Учащиеся должны знать:
- виды информации по группам;
- какие формы представления информации используются при работе на компьютере.
Учащиеся должны уметь:
- уметь приводить примеры информации, представленной в разных формах;
- определять, в какой форме представлена та или иная информация;
- создавать текстовый документ с применением элементов форматирования текста (создание списков);
|
6 |
Свойства информации |
Цель урока:
- выявить свойства информации и охарактеризовать их.
|
Учащиеся должны знать:
- свойства информации;
- примеры информации, обладающей или не обладающей каждым из свойств.
Учащиеся должны уметь:
- создавать текстовый документ с применением элементов форматирования текста (вставка графических элементов).
|
7 |
Информация: определение, виды и свойства. |
Цель урока:
- закрепить понятие «информация», виды и свойства информации.
- отработать навыки создания текстового документа и применения элементов форматирования текста;
- создание текста в несколько колонок.
|
Учащиеся должны знать:
- понятие «информация», виды и свойства информации;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.
Учащиеся должны уметь:
- создавать текстовый документ с применением элементов форматирования текста (создание нескольких колонок).
- создавать кроссворд с помощью онлайн-конструкторов;
|
8 |
Практическая работа "Создание текстового документа, применение элементов форматирования" |
Цель урока:
- закрепить навыки создания текстового документа и применения элементов форматирования текста;
|
Практическая работа
|
9 |
Информационные процессы |
Цель урока:
- ввести понятие информационных процессов;
- научить приводить примеры информационных процессов в природе, обществе и технике.
|
Учащиеся должны знать:
- понятия информационные процессы, поиск, хранение, обработка и передача информации;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры получения, хранения, передачи и обработки информации;
- приводить примеры источника и приемника информации;
- знать, что такое носитель информации, приводить примеры носителей информации;
- создавать текстовый документ с применением элементов форматирования текста (создание графических элементов).
|
10 |
Информационные процессы |
Цель урока:
- закрепить знания об информационных процессах;
- познакомиться с возможностью создания и редактирования таблиц средствами текстового редактора.
|
Учащиеся должны знать:
- понятия информационные процессы, поиск, хранение, обработка и передача информации;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.
Учащиеся должны уметь:
- кратко характеризовать информационные процессы;
- выделять их среди других процессов;
- приводить примеры информационных процессов;
- создавать текстовый документ с применением элементов форматирования текста (создание и редактирование таблиц средствами текстового редактора).
|
11 |
Единицы измерения информации |
Цель урока:
- познакомить учащихся с единицами измерения информации (алфавитный подход).
|
Учащиеся должны знать:
- основные единицы измерения информации;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.
Учащиеся должны уметь:
- переводить из одной единицы измерения в другую;
- уметь сравнивать объем информации;
- создавать текстовый документ с применением элементов форматирования текста (создание и редактирование таблиц средствами текстового редактора).
|
12 |
|
|
|
13 |
|
|
|
14 |
|
|
|
15 |
Практическая работа |
|
|
16 |
Контрольная работа |
|
|
17 |
|
|
|