Единицы измерения информации
Ход урока
1. Повторение и проверка домашнего задания
Задания для фронтального или индивидуального выполнения упражнений:
http://LearningApps.org/1272435
http://LearningApps.org/413727
2. Постановка целей урока
Мы можем измерить длину отрезка, количество времени, площадь, массу и т.д. Но как измерить количество информации?
3. Изложение нового материала
Информация передается с помощью сигналов. Горит зеленый свет – можно переходить улицу, горит красный свет – стоять на тротуаре. Подняв руку на уроке – учитель понял, что вы можете ответить на его вопрос, а если сидишь, весь затаился, то сразу видно, что не научил.
Сигнал, который мы воспринимаем или передаем в этих примерах, имеет два состояния: зеленый свет или красный цвет, рука поднята или рука опущена. Принимая такие сигналы, мы определяем, в каком состоянии находится предмет, представляющий интерес, и, следовательно, получаем информацию. Во всех этих случаях мы получаем или передаем информацию, которая может выбрать один вариант из двух возможных: можно или нельзя, да или нет, готов или не готов, правда или ложь. Это самое маленькое количество информации, какое только может быть.
Итак, надо каким-то способом измерять информацию.
Минимальная единица информации называется бит. 1 бит – это такое количество информации, которое позволяет нам выбрать один вариант из двух возможных [17]. Сигнал, который может иметь только два различных состояния, передает 1 бит информации.
Если вы внимательно посмотрите на смысл передаваемой информации, то окажется, что часто его можно выразить словами «да» или «нет». Эти слова мы можем взять в качестве условного кода для передаваемой информации («да» – можно идти, готов отвечать..., «нет» − нельзя идти, не готов...). Можно кодировать и дальше. Обозначим, например, ответ «да» единицей, а «нет» – нулем. Тогда состояние сигнала будет описываться цифрами 0 или 1.
В памяти компьютера информация хранится в виде намагниченных и не намагниченных участков. Обозначим намагниченный участок единицей, а не намагниченный участок − нулем. По проводам информация передается с помощью электрических сигналов. Обозначим наличие тока единицей, а его отсутствие – нулем. Тогда с помощью нулей и единиц можно хранить и передавать информацию. Для этого надо только закодировать информацию с помощью нулей и единиц.
Для того чтобы закодировать все символы (русские, латинские, прописные и заглавные буквы, цифры и необходимые знаки), нужна комбинация из 8 нулей и единиц. Например, букву «А» можно закодировать так: 01000001, а букву «Б» − 01000010 и т.д. Подобные наборы из нулей и единиц называют двоичным кодом, потому что каждая цифра такого кода может принимать одно из двух значений – 0 или 1.
Комбинацию из 8 нулей и единиц называют байтом.
1 байт = 8 бит.
В памяти размером 1 байт может храниться 1 символ (цифра, буква или специальный знак). Объем информации в слове «мама» равен 4 байтам или 32 битам.
1 байт информации − это очень маленькая единица информации, поэтому ввели более крупные единицы информации:
1 килобайт = 1024 байта;
1 мегабайт = 1024 килобайта;
1 гигабайт = 1024 мегабайта.
1 терабайт (Тб) = 1024 гигабайт
1 эксабайт (Эб)= 109 гигабайт
Очень часто бывают случаи, когда необходимо переводить одни единицы измерения в другие. Для этого воспользуемся памяткой:
В тетради учащихся должны остаться записи:
Бит – двоичный знак алфавита (0; 1); минимальная единица измерения информации; количество информации, содержащейся в сообщении «да» или «нет».
Байт – единица количества информации в системе СИ; это восьмиразрядный код, с помощью которого можно представить один символ. При вводе в ЭВМ символа с клавиатуры машине передается 1 байт информации.
1 байт = 8 бит
1 килобайт = 1024 байт
1 мегабайт = 1024 килобайт
1 гигабайт = 1024 мегабайт
1 терабайт (Тб) = 1024 гигабайт
1 эксабайт (Эб)= 109 гигабайт
После объяснения нового материала следует решить несколько задач.
Упражнение 1. Выполнение практической работы
4. Итоги урока
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание:
Уровень знания: знать единицы измерения информации, уметь переводить из одних в другие.
Назад к предыдущему уроку Вперед к следующему уроку...