Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 02.02.2025, 12:53

Сайт учителя математики и информатики МБОУ Школа №126 Прониной Н.А.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок 1 - Предмет информатики

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Ход урока

I. Постановка целей урока

  1. Что такое вещество, энергия, информация. Есть ли между ними связь? Если нет, то почему? Если есть, то какая именно?
  2. Что изучает наука информатика?
  3. Что нельзя делать на уроке информатики?

II. Изложение нового материала

  1. Вводный рассказ об окружающей картине мира

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет - информатику. Вас ждет очень интересная, увлекательная, творческая работа и я попытаюсь вас в этом убедить.

Откуда и почему появилась информатика? Что вы узнаете и чему научитесь на уроках информатики?

Мы живем с вами в мире, который состоит из огромного количества объ­ектов, различных по своим размерам, строению, назначению и т.д. Объекты окружающего мира находятся во взаимоотношениях, которые можно пред­ставить в виде следующей схемы:

Элементарные → Атомы → Молекулы → Макротела → Галактики частицы

¯

Биологические системы

¯

Человек

 

Техника ¬ Общество

Пояснение к схеме:

  1. Схему необходимо предварительно заранее нарисовать на доске. Дети ее не рисуют.
  2. Макротела - это объекты, по своим размерам сравнимые с челове­ком.
  3. На уровне молекул и макротел образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой, человеком, обществом и техникой. Именно этот ряд будет представлять для нас интерес. Его необходимо выделить.

И все объекты от элементарных частиц до Вселенной состоят из вещест­ва. Вся деятельность общества по началу, вплоть до XVI века, была направ­лена именно на овладение веществом, то есть познания свойств веществ и изготовление сложных орудий труда, вплоть до механизмов и машин, позволяющих изготавливать потребительские ценности.

Человек очень давно пытается разгадать природу вещества, отыскать «пер­воматерию». Идея эта развивалась от философов древней Греции - Эпику­ра, Лукреция, Демокрита - до самой современной квантовой теории.

На протяжении тысячелетий наука стремилась постичь тайны мирозда­ния, составляя его модели, выделяя общие закономерности, пытаясь уви­деть некоторое единство в разнообразии материальных объектов.

И одним из первых обобщенных абстрактных понятий науки становится вещество.

Вещество - это все, что нас окружает, это вода, земля, воздух, горы, деревья, это то, из чего мы делает различные предметы, наконец, это мы сами. Вещество - это обобщенное, абстрактное понятие.

Далее в истории науки появилось еще одно обобщенное понятие - энер­гия. Его появление было связано с созданием технических преобразовате­лей энергии. Разного вида энергией обладает огромное количество объек­тов: поднятый над землей камень - механической; нагретый утюг - тепло­вой, заряженный проводник - электрической и т.д. Ученые и конструкторы научились применять энергию на благо людей - стала развиваться техника, использующая или преобразовывающая энергию из одного вида в другой. Наука стала рассматривать физические, биологические, химические про­цессы с точки зрения передачи и преобразования энергии. Эйнштейн вы­вел знаменитую формулу, связывающую вещество и энергию - Е = mс2.

Энергия - это то, что приводит наш мир в движение.

Современная наука исследует строение и функционирование очень слож­ных объектов в биологии, технике, обществе. Однако особенности поведе­ния таких систем оказалось невозможно детально описать только на язы­ке вещественно-энергетических моделей. Людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире, благодаря чему появилась устная речь, письменность, книгопечатание, жи­вопись, радио, телевидение. В истории человечества произошло несколько информационных революций.

Первая революция связана с изобретением письменности.

Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопе­чатания.

Третья революция (конец XIX века) произошла благодаря открытию электричества.

Четвертая революция (середина ХХ века) связана с изобретением компьютера.

Таким образом, к концу ХХ века стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под информацион­ным углом зрения, не противопоставляя себя вещественно-энергетической картине мира, а дополняя ее.

Информация- это фундаментальное понятие науки, очень емкое и глубо­кое, которое невозможно определить однозначно.

Пояснение к определению:

Ученые пользуются не определением информации, а понятием информа­ции. Понятия отличаются от определений тем, что не даются однозначно, а вводятся на примерах, причем каждая наука делает это по-своему, вклады­вая в понятие только те компоненты, которые соответствуют ее предмету и задачам. Объявить детям, что понятие информации, соответствующее информатике, вы дадите на следующем уроке.

Упражнение 1.

Впишите пропущенные слова.

  1. Вода, которую в древности использовали для совершения механичес­кой работы, до сих пор является хорошим источником  ... .
  2. Моль - единица количества .....
  3. Электронно-вычислительные машины, в отличие от устройств, преобразующих ... или ... , оперируют ... , которая не материальна.
  4. Если бы Вселенную заполняло единое однородное ..., то никакая ... не существовала бы. 
  5. Чем богаче словарный запас человека, чем полнее он им пользуется, тем больше ... несет одно и то же количество сказанных или написан­ных им слов.
  6. Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения ... , затем ..., и наконец, … .
  7. Мир стоит на трех китах -... , … , ... Из ... он слагается, ... движется, ... направляется.
  8. На молекулярном уровне организации жизни организма проявляются обмен ... , превращение ... , а также передача наследственной ...
  9. Молекулы ДНК или РНК являются носителями ...
  10. Организмы существуют в единстве с окружающей средой, так как по­лучают из нее все необходимые элементы и ... в процессе обмена ...

Пояснение к выполнению упражнения:

Разделить класс следующим образом: тех, кто знаком с компьютером и имеет навыки работы с ним посадить за компьютеры, остальных оставить за партами. Ученикам за партами раздать карточки с приведенными выше фрагментами, а для учеников за компьютерами приготовить ана­логичные электронные документы, разместив их на Рабочем столе. Рекомендуется сделать копии карточек для всех классов. Таким образом, часть детей выполняет задание письменно, а часть - в текстовом редакторе.

  1. Что такое информатика и что она изучает

Информатика - это наука, которая изучает структуру и общие свойства информации, а также информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике.

Исходя из этого определения информатика - это и наука и область прак­тической деятельности человека.

Информатика как наука опирается на несколько фундаментальных наук - физику, электронику, радиотехнику, математику, кибернетику и др., а также имеет свои собственные разделы: операционные системы, архитектура ЭВМ, теоретическое программирование, теорию баз данных и другие.

Информатика как область практической деятельности людей оформилась с появлением компьютеров и учит применять информационные техноло­гии в современном обществе. Сейчас мы уже не представляем свою жизнь без компьютеров.

Вся информатика делится на теоретическую и прикладную.

Наверняка некоторые из вас считают, что достаточно научиться работать за компьютером практически. И совсем не обязательно знать, как работа­ет процессор, как он «думает», как в памяти хранится информация. Но, не зная теоретические основы информатики, невозможно понять, что же такое компьютер, в каких областях своей деятельности его можно применять. Действительно ли он помогает вам интересно жить и реализовывать свои замыслы?

Итак, представим всю систему знаний, которые вы получите на уроках информатики в виде следующей схемы.

Содержательные линии базового курса информатики

Информация и информационные процессы

Представление информации

Компьютер

Моделирование и формализация

Алгоритмы и исполнители

Компьютерные технологии

Рассмотрим несколько примеров, Которые помогут' вам более конкретно представить, чем же мы будем заниматься на уроках информатики, чем вы сможете удивить и заинтересовать своих друзей, учителей, родителей.

Ситуация 1. Линия представления информации.

В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начина­лась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я же­нился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечта­ми. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц». В чем здесь дело?

Ситуация 2. Линия компьютерных технологий. Издаем газету.

Ситуация 3. Линия компьютерных технологий. Фото с любимым актерам.

Ситуация 4. Линия компьютера. Я покупаю компьютер.

Ситуация 5. Линия информационных технологий. Найду любую информацию в Интернете.

Ситуаuия 7. Линия алгоритмов и исполнителей. Мгновенно решаю лю­бое квадратное уравнение, строю график любой функции.

Ситуация 8. Линия моделирования и формализации.

Шкальная мастерская изготавливает стулья и табуретки. За день можно реализовать не более 50 изделий. Школьники работают 6 часов в день. Если выпускать только стулья, то за день можно изготовить не более. Если изготовлять только табуретки, то за день можно сделать не более. Стоимость стульев в полтора раза больше стоимости табуреток. Сколько та­буреток и стульев необходимо изготавливать в день, чтобы выручка была максимальной?

Пояснение к ситуациям:

Приготовьте к каждой ситуации практический пример, выполненный на компьютере, и покажите его детям.

Вывод: огромное количество различных задач и проблем можно решить с использованием компьютера. Такое решение будет более быстрым и объективным. А также компьютер поможет вам реализовать свои творческие способности на новом уровне.   

Упражнение 2 (выполняется устно).

Продолжи фразу: «Я буду изучать информатику, потому что ... ».

«Больше всего меня заинтересовало ...».

«Я уже умею ... ».

Пояснение к упражнению:

Фразы должны быть написаны на доске заранее.

  1. Правила поведения и техники безопасности в кабинете информатики

Кабинет информатики отличается от других школьных кабинетов. Поэтому здесь существуют особые правила поведения, которые необходимо, наряду с правилами техники безопасности, соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье.

Далее идет стандартный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете.

Ш. Закрепление изученного

 Попросите детей еще раз ответить на вопросы, поставленные в начале урока, указав на разницу в ответах.

IV. Итоги урока

Выскажите оценку уровня готовности класса для освоения нового предмета.

Домашнее задание

Уровень знания: дайте своими словами определение понятиям вещество, энергия, информация. Выполните задания из РТ урок 1.

Уровень понимания: расставьте профессии по мере убывания степени ис­пользования компьютеров: водитель, программист, актер, бухгалтер, жур­налист, писатель, повар, швея, учитель, директор предприятия, министр.

Уровень творчества: нарисуйте свою картину мира, исходя из материала урока. Используйте для этого традиционные бумагу и карандаши или гра­фический редактор своего домашнего компьютера. Результат принесите на флеш.

Вперед к следующему уроку...

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz