Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
Ход урока
I. Постановка целей урока
- Что такое вещество, энергия, информация. Есть ли между ними связь? Если нет, то почему? Если есть, то какая именно?
- Что изучает наука информатика?
- Что нельзя делать на уроке информатики?
II. Изложение нового материала
- Вводный рассказ об окружающей картине мира
Сегодня мы начинаем изучать новый предмет - информатику. Вас ждет очень интересная, увлекательная, творческая работа и я попытаюсь вас в этом убедить.
Откуда и почему появилась информатика? Что вы узнаете и чему научитесь на уроках информатики?
Мы живем с вами в мире, который состоит из огромного количества объектов, различных по своим размерам, строению, назначению и т.д. Объекты окружающего мира находятся во взаимоотношениях, которые можно представить в виде следующей схемы:
Элементарные → Атомы → Молекулы → Макротела → Галактики частицы
¯
Биологические системы
¯
Человек
Техника ¬ Общество
Пояснение к схеме:
- Схему необходимо предварительно заранее нарисовать на доске. Дети ее не рисуют.
- Макротела - это объекты, по своим размерам сравнимые с человеком.
- На уровне молекул и макротел образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой, человеком, обществом и техникой. Именно этот ряд будет представлять для нас интерес. Его необходимо выделить.
И все объекты от элементарных частиц до Вселенной состоят из вещества. Вся деятельность общества по началу, вплоть до XVI века, была направлена именно на овладение веществом, то есть познания свойств веществ и изготовление сложных орудий труда, вплоть до механизмов и машин, позволяющих изготавливать потребительские ценности.
Человек очень давно пытается разгадать природу вещества, отыскать «первоматерию». Идея эта развивалась от философов древней Греции - Эпикура, Лукреция, Демокрита - до самой современной квантовой теории.
На протяжении тысячелетий наука стремилась постичь тайны мироздания, составляя его модели, выделяя общие закономерности, пытаясь увидеть некоторое единство в разнообразии материальных объектов.
И одним из первых обобщенных абстрактных понятий науки становится вещество.
Вещество - это все, что нас окружает, это вода, земля, воздух, горы, деревья, это то, из чего мы делает различные предметы, наконец, это мы сами. Вещество - это обобщенное, абстрактное понятие.
Далее в истории науки появилось еще одно обобщенное понятие - энергия. Его появление было связано с созданием технических преобразователей энергии. Разного вида энергией обладает огромное количество объектов: поднятый над землей камень - механической; нагретый утюг - тепловой, заряженный проводник - электрической и т.д. Ученые и конструкторы научились применять энергию на благо людей - стала развиваться техника, использующая или преобразовывающая энергию из одного вида в другой. Наука стала рассматривать физические, биологические, химические процессы с точки зрения передачи и преобразования энергии. Эйнштейн вывел знаменитую формулу, связывающую вещество и энергию - Е = mс2.
Энергия - это то, что приводит наш мир в движение.
Современная наука исследует строение и функционирование очень сложных объектов в биологии, технике, обществе. Однако особенности поведения таких систем оказалось невозможно детально описать только на языке вещественно-энергетических моделей. Людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире, благодаря чему появилась устная речь, письменность, книгопечатание, живопись, радио, телевидение. В истории человечества произошло несколько информационных революций.
Первая революция связана с изобретением письменности.
Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания.
Третья революция (конец XIX века) произошла благодаря открытию электричества.
Четвертая революция (середина ХХ века) связана с изобретением компьютера.
Таким образом, к концу ХХ века стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под информационным углом зрения, не противопоставляя себя вещественно-энергетической картине мира, а дополняя ее.
Информация- это фундаментальное понятие науки, очень емкое и глубокое, которое невозможно определить однозначно.
Пояснение к определению:
Ученые пользуются не определением информации, а понятием информации. Понятия отличаются от определений тем, что не даются однозначно, а вводятся на примерах, причем каждая наука делает это по-своему, вкладывая в понятие только те компоненты, которые соответствуют ее предмету и задачам. Объявить детям, что понятие информации, соответствующее информатике, вы дадите на следующем уроке.
Упражнение 1.
Впишите пропущенные слова.
- Вода, которую в древности использовали для совершения механической работы, до сих пор является хорошим источником ... .
- Моль - единица количества .....
- Электронно-вычислительные машины, в отличие от устройств, преобразующих ... или ... , оперируют ... , которая не материальна.
- Если бы Вселенную заполняло единое однородное ..., то никакая ... не существовала бы.
- Чем богаче словарный запас человека, чем полнее он им пользуется, тем больше ... несет одно и то же количество сказанных или написанных им слов.
- Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения ... , затем ..., и наконец, … .
- Мир стоит на трех китах -... , … , ... Из ... он слагается, ... движется, ... направляется.
- На молекулярном уровне организации жизни организма проявляются обмен ... , превращение ... , а также передача наследственной ...
- Молекулы ДНК или РНК являются носителями ...
- Организмы существуют в единстве с окружающей средой, так как получают из нее все необходимые элементы и ... в процессе обмена ...
Пояснение к выполнению упражнения:
Разделить класс следующим образом: тех, кто знаком с компьютером и имеет навыки работы с ним посадить за компьютеры, остальных оставить за партами. Ученикам за партами раздать карточки с приведенными выше фрагментами, а для учеников за компьютерами приготовить аналогичные электронные документы, разместив их на Рабочем столе. Рекомендуется сделать копии карточек для всех классов. Таким образом, часть детей выполняет задание письменно, а часть - в текстовом редакторе.
- Что такое информатика и что она изучает
Информатика - это наука, которая изучает структуру и общие свойства информации, а также информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике.
Исходя из этого определения информатика - это и наука и область практической деятельности человека.
Информатика как наука опирается на несколько фундаментальных наук - физику, электронику, радиотехнику, математику, кибернетику и др., а также имеет свои собственные разделы: операционные системы, архитектура ЭВМ, теоретическое программирование, теорию баз данных и другие.
Информатика как область практической деятельности людей оформилась с появлением компьютеров и учит применять информационные технологии в современном обществе. Сейчас мы уже не представляем свою жизнь без компьютеров.
Вся информатика делится на теоретическую и прикладную.
Наверняка некоторые из вас считают, что достаточно научиться работать за компьютером практически. И совсем не обязательно знать, как работает процессор, как он «думает», как в памяти хранится информация. Но, не зная теоретические основы информатики, невозможно понять, что же такое компьютер, в каких областях своей деятельности его можно применять. Действительно ли он помогает вам интересно жить и реализовывать свои замыслы?
Итак, представим всю систему знаний, которые вы получите на уроках информатики в виде следующей схемы.
Содержательные линии базового курса информатики
Информация и информационные процессы |
Представление информации |
Компьютер |
Моделирование и формализация |
Алгоритмы и исполнители |
Компьютерные технологии |
Рассмотрим несколько примеров, Которые помогут' вам более конкретно представить, чем же мы будем заниматься на уроках информатики, чем вы сможете удивить и заинтересовать своих друзей, учителей, родителей.
Ситуация 1. Линия представления информации.
В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц». В чем здесь дело?
Ситуация 2. Линия компьютерных технологий. Издаем газету.
Ситуация 3. Линия компьютерных технологий. Фото с любимым актерам.
Ситуация 4. Линия компьютера. Я покупаю компьютер.
Ситуация 5. Линия информационных технологий. Найду любую информацию в Интернете.
Ситуаuия 7. Линия алгоритмов и исполнителей. Мгновенно решаю любое квадратное уравнение, строю график любой функции.
Ситуация 8. Линия моделирования и формализации.
Шкальная мастерская изготавливает стулья и табуретки. За день можно реализовать не более 50 изделий. Школьники работают 6 часов в день. Если выпускать только стулья, то за день можно изготовить не более. Если изготовлять только табуретки, то за день можно сделать не более. Стоимость стульев в полтора раза больше стоимости табуреток. Сколько табуреток и стульев необходимо изготавливать в день, чтобы выручка была максимальной?
Пояснение к ситуациям:
Приготовьте к каждой ситуации практический пример, выполненный на компьютере, и покажите его детям.
Вывод: огромное количество различных задач и проблем можно решить с использованием компьютера. Такое решение будет более быстрым и объективным. А также компьютер поможет вам реализовать свои творческие способности на новом уровне.
Упражнение 2 (выполняется устно).
Продолжи фразу: «Я буду изучать информатику, потому что ... ».
«Больше всего меня заинтересовало ...».
«Я уже умею ... ».
Пояснение к упражнению:
Фразы должны быть написаны на доске заранее.
- Правила поведения и техники безопасности в кабинете информатики
Кабинет информатики отличается от других школьных кабинетов. Поэтому здесь существуют особые правила поведения, которые необходимо, наряду с правилами техники безопасности, соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье.
Далее идет стандартный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете.
Ш. Закрепление изученного
Попросите детей еще раз ответить на вопросы, поставленные в начале урока, указав на разницу в ответах.
IV. Итоги урока
Выскажите оценку уровня готовности класса для освоения нового предмета.
Домашнее задание
Уровень знания: дайте своими словами определение понятиям вещество, энергия, информация. Выполните задания из РТ урок 1.
Уровень понимания: расставьте профессии по мере убывания степени использования компьютеров: водитель, программист, актер, бухгалтер, журналист, писатель, повар, швея, учитель, директор предприятия, министр.
Уровень творчества: нарисуйте свою картину мира, исходя из материала урока. Используйте для этого традиционные бумагу и карандаши или графический редактор своего домашнего компьютера. Результат принесите на флеш.